История, факты и статистика Алсиба

Памятный монумент в Фэрбанксе (Аляска)история,факты и статистика Алсиба

Порой прошлое, не отмеченное в памяти вчера, впоследствии оказывается значительным, нужным сегодня...

 

Алсиб («Аляска-Сибирь», «воздушная трасса Красноярск—Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской, (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.

История трассы

 

 малоизвестные факты войны

 А-20 на аэродроме Ном. На носу самолёта надпись "Екатерина Великая"

 

Поставки грузов из США по ленд-лизу проводились по нескольким трассам:

через северную Атлантику до Мурманска и Архангельска;

через Тихий океан до Владивостока;

через Трансиранский маршрут: Индийский океан до иракского порта Басра и далее через Иран в СССР.

9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под началом генерал-майора Молокова В. В.. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов. 13 октября была сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов.

 

В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулёжные дорожки, оборудовали самолётные стоянки. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строящий и эксплуатирующий трассу был подчинен Военно-Воздушным силам Красной Армии. В июле 1942 года Владимир Коккинаки на бомбардировщике Б-25, пролетел по недостроенной трассе, и доставил в Москву американскую правительственную комиссию по вопросам согласования начала перегонки самолётов. 23 июля для приёмки трассы вылетела комиссия ГУ ГВФ. Обследовав маршрут, комиссия разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.

К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов: 5 базовых — отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; так же 5 запасных — в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелех и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде — 15.

 

Перегоночная дивизия была сформирована летом 1942 года в городе Иваново. Здесь лётчиков ознакамливали  с американскими самолётами и проводили тренировочные полёты. Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — полярный лётчик, Герой Советского Союза. В дивизию входило 5 авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.

Аэродром в Уэлькале. На командном пункте Мельников А.Г. принимает на посадку группу самолётов из Фербенкса, справа И.П. Мазурук (фото Д. Дебабова):

алсиб

Место, где советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов от американских коллег, находилось в городе Фэрбанкс. Здесь советскими специалистами производилась приёмка самолётов, и далее их перегоняли уже лётчики из СССР. Фэрбанкс, находящийся в центре Аляски был выбран в качестве места передачи самолётов из-за его лучшей защищённости по сравнению с Номом, в случае нападения японцев, которые летом 1942 оккупировали часть штата Аляска. 7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбанкса. Это были 7 истребителей П-40, лидером группы шёл бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы — Мазурука. По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. В город самолёты прибыли 16 ноября. На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному, или группами по два-три самолёта, истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители — в разобраном виде по железной дороге.

10 января 1943 года 1 перегоночный авиаполк, работавший на участке от Фэрбанкса до Уэлькаля  был переведён в подчинение военной приёмке ВВС на Аляске. В июне этого же года было образовано управление воздушной магистрали Москва — Уэлькаль под началом генерал-майора Александра Александровича Авсеевича, так же назначенного заместителем начальника главного управления Гражданского воздушного флота. Мазурук остался командиром дивизии. Красноярская воздушная трасса стала именоваться Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль. Руководить ею стал генерал-майор Илья Сергеевич Семёнов. Соответственно трасса и 1-я перегоночная авиадивизия подчинялись управлению воздушной магистрали Москва — Уэлькаль. 23 августа 1943 года ГВФ из подчинения ВВС КА был передан в подчинение командующему АДД. 5 июня 1944 года, на посту командира дивизии Мазурука сменил полковник А. Г. Мельников, а 1 октября место И. С. Семёнова занял Герой Советского Союза генерал-лейтенант М. И. Шевелёв.

В июле 1943 года начальником трассы был подписан приказ о формировании управления аэропортами 1 класса (Киренск, Якутск, Сеймчан, Уэлькаль). По штату им полагалось 2 легковых автомобиля, 6 грузовых, 12 специальных и 4 трактора; личный состав — 100 военнослужащих и 127 вольнонаёмных. В августе под управление трассы был передан красноярский аэропорт 1 класса, до того находившийся в ведении ВВС. В аэропорту располагалась Харьковская военная авиационная школа. В мастерских школы самолёты ремонтировали, перекрашивали, готовили к отправке на фронт. Также самолеты ремонтировали и готовили в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода, в авиаремонтном заводе.

Осенью 1943 года вступили в строй 5 аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Теплый Ключ (Хандыга), Омолон (Кегали) и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлётные полосы покрыли гудроном, некоторые аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. В 1944 открыли аэродромы Танюрер и Чаплине на Чукотке, а также Учур и Экимчан — на трассе Якутск-Хабаровск. В том же году улучшилось оснащение трассы радиосредствами: были установлены закупленые в США 25 передатчиков, 5 приёмных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и 2 мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане. Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале. Откуда по рекам и дорогам грузы развозились в 25 пунктов приёма.

В 1945 году на трассе имелось 5 основных маршрутов. Главный — из Красноярска в Уэлькаль; а так же: Якутск — Хабаровск, Анадырь — Магадан — Хабаровск, Магадан — Киренск — Красноярск и Якутск — Тикси. Использовалось до 30 аэродромов.

Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных  фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились и 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбанкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.

алсиб

                  Участники перелета Аляска-Сибирь

Перегоночные авиаполки

 

Американские лётчики доставляли самолёты до города Фэрбанкс на Аляске. В Фэрбанксе советская военная миссия принимала самолёты. В США самолёт перегонялся от начального до конечного пункта трассы одним и тем же лётчиком, в отличие от СССР, где самолёты передавались по эстафете. Трасса от Фэрбанкса до Красноярска была разделена на пять этапов. Были созданы пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии ГВФ.

Командование 1 Перегонной Авиационной дивизии (ПАД). Слева направо:
Пушкарский А., Мельников А.Г., Мазурук И.П., Пряничников И.Я., за обсуждением оперативных вопросов (фото Д. Дебабова ):

алсиб

1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолёты из Фэрбанкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались на свою базу транспортными самолётами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. Недолго существовал на трассе 7-й ПАП, в котором лётчики перегоняли самолёты от начала до конца трассы, по примеру американцев. В итоге этод метод был признан неудачным, а полк расформирован.

Количественные показатели работы трассы

алсиб

 Общая протяжённость трассы Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14000 км.

 Согласно отчёту дивизии по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: Б-25 — 729 штук, А-20 — 1355. Истребителей: П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. Транспортных Си-47 — 707, Си-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.

 По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, 307 тонн почты (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.

 По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.

 За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено 128371 пассажира, из них 17322 платных, 18753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.

 

 Перегонка и транспортировка самолётов в СССР:

 

1941-42 1943 1944 1945 итого

 Морем через Мурманск и Архангельск 2532 804 766 688 4790

 По воздуху через Иран 682 3016 1930 14 5642

 По воздуху через Аляску 108 2486 3190 2047 7831

Потери

  Авария истребителя P-39 Ном (Аляска):

алсиб

 

На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.

 Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету матчасти (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов).

Мемориал героям АлСиба в Киренске:

алсиб

 Мемориал героям АлСиба в Якутске:

мемориалы алсиба

Мемориал героям АлСиба в Магадане:

мемориалы алсиба

 

 Монумент летчикам АлСиба в Уэлькале:

мемориалы алсиба

В поселке похоронены летчики перегоночных полков, участвовавшие во время войны в переправке по маршруту Алсиба самолетов для фронта. В прошлом году ребята вместе с пограничниками побывали в Уэлькале. Они высадили у могил и мемориала погибшим авиаторам цветы, облагородили территорию вокруг. Экспедицию в поселок доставил вертолет авиации ФСБ.

 Работа продолжается. Проект, одним из руководителей которого стал сотрудник пограничного управления подполковник Александр Клименко, принял участие в окружном конкурсе на лучшее ведение краеведческой и мемориально­поисковой деятельности «Память», посвященного 70летию открытия авиатрассы «АляскаСибирь

Во время недавней экспедиции участники проекта вновь посетили место захоронения летчиков. В этой поездке ребят сопровождали офицеры пограничного управления полковник Александр Меньшенин и подполковник Александр Клименко. Вертолет авиации ФСБ доставил в Уэлькаль также и представителей анадырских СМИ, которые освещали события, происходившие в поселке.

Гостей принимали в местной школе. Для них выступили уэлькальские артисты, участники национального коллектива. Во время встречи пограничники передали приготовленные заранее подарки, которые стали экспонатами школьного музея - зеленую фуражку, телефонный аппарат, который уже перешел в разряд раритетов военных средств связи, каску, другие предметы

Но главные события экспедиции прошли возле мемориала летчикам Алсиба. В этот день состоялся митинг памяти погибшим авиаторам. На могильных крестах появились таблички с надписью «От благодарных потомков». Большинство захоронений летчиков в Уэлькале безымянные. Лишь на двух могилах есть надписи с именами.

 Сохранились сведения о некоторых из них. 26 февраля 1943 года на аэродроме поселка произошла катастрофа Р39. Истребитель заходил на посадку во время снегопада, в условиях плохой видимости летчик не справился с пилотированием, самолет вошел в штопор и рухнул на землю. В этом же году в районе Уэлькаля, попав в плотную облачность, врезался в сопку транспортник С47. Погибли три члена экипажа. В феврале 1944 года в Уэлькале были похоронены три офицера Первого перегоночного полка, погибшие при катастрофе бомбардировщика Б25. Здесь же находится могила командира авиаэскадрильи, не выжившего в крушении самолета Р63 на аэродроме Ном.

Исследовательскую работу в архивах проводят уэлькальские школьники. Они надеются восстановить имена всех летчиков, похороненных в их поселке.

мемориалы алсиба

 

Обелик героям АлСиба у села Земцова Нижнеудинского района: 

мемориалы алсиба

Обелиск в Танюрере на Чукотке:

 

мемориалы алсиба

мемориалы алсиба

 Памятная плита в Марково:

мемориалы алсиба

Памятник погибшему летчику при перегоне самолета на участке Киренск-Красноярск:

мемориалы алсиба

Выставка "АлСиб-трасса мужества" в здании аэропорта  г. Анадырь:

мемориалы алсиба

 Выставка ГУ Музейного Центра «Наследие Чукотки»  отражает  историю авиатрассы: история техники, судьбы строителей и летчиков, сохранение памяти о их подвиге. Посетители увидят вещи, найденные на месте разбитых самолетов, документы, книги.   мемориалы алсиба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководство трассы

                                                                                                  

Мазурук Илья Павлович
20.07.1906 - 02.01.1989
Герой Советского Союза
Даты указов

1. 27.06.1937 Медаль № 39

 Полярный лётчик, командир авиационного отряда Полярной авиации.

Родился 7 (20) июля 1906 года в городе Брест-Литовск (ныне – город Брест, Белоруссия). Белорус. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии.

В Красной Армии с октября 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, в 1936 году - курсы высшей лётной подготовки при 1-й Объединённой школе пилотов и механиков имени П.И. Баранова в Батайске.

С ноября 1929 года служил бортмехаником, лётчиком в строевых частях ВВС. В апреле - июне 1930 года был откомандирован в части ВВС в Средней Азии и принимал участие в боевых действиях против басмачей.

С 1932 года – лётчик, командир отряда Дальневосточного управления Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Одним из первых освоил ряд новых воздушных линий на Сахалине и Камчатке, трассы Северного морского пути. С октября 1936 года командовал отрядом Полярной авиации.

В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции "Северный полюс-1".

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, Мазуруку Илье Павловичу 27 июня 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году медали "Золотая Звезда" Герою вручена награда с № 39.

C апреля 1938 по июль 1941 года – заместитель начальника Управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в январе - марте 1940 года, командир отдельной авиационной эскадрильи бомбардировщиков ТБ-3 при командующем ВВС 8-й армии; выполнил несколько боевых вылетов.

Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 – командир 2-й авиационной группы ВВС Северного флота; совершил несколько боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар советских ВВС по базам германского флота в Варангер-фьорде. В декабре 1941 года назначен заместителем начальника Главсевморпути при Совнаркоме СССР, руководил авиацией Главсевморпути. С августа 1942 – начальник Управления Красноярской воздушной трассы, с июня 1943 – командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой из Аляски в СССР (Красноярск) для поставок по ленд-лизу американских самолётов. Лично перегнал 50 боевых самолётов.

С июня 1944 года - вновь заместитель начальника Главсевморпути при Совнаркоме СССР и одновременно - начальник Управления Полярной авиации. С марта 1947 года – заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С ноября 1949 года - начальник лётной инспекции - заместитель начальника Управления Полярной авиации Главного управления Главсевморпути при Совете Министров СССР.

С февраля 1953 года – в отставке, но ещё много лет продолжал работать в Полярной авиации Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1955-1956 годах – командир лётного отряда первой Советской Антакртической экспедиции. В январе 1956 года первым в мире осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

Депутат Верховного Совета СССР 1-2 созывов (1937-1950). Жил в городе-герое Москве. Умер 2 января 1989 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 1).

Генерал-майор авиации (5.07.1946). Награждён двумя орденами Ленина (1937, 1947), тремя орденами Красного Знамени (1940, 1944, 1949), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945, 1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1947), тремя орденами Красной Звезды (1935, 1940, 1945), медалями, иностранными наградами.

Шевелёв Марк Иванович

24.10.1904 - 06.10.1991

Герой Советского Союза

     Даты указов               

 

                1.            27.06.1937         Медаль № 36

 

 Шевелёв Марк Иванович - начальник Полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР.

Родился 11 (24) октября 1904 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. Еврей.

В Красной Армии с июня 1920 года, красноармеец 236-го отдельного стрелкового батальона бронепоезда № 110 на Южном фронте. Участник Гражданской войны, в 1920 году принимал активное участие в боевых действиях при отражении Улагаевского десанта на Кубани. Член ВКП(б)/КПСС с 1921 года. После демобилизации направился на учёбу, в 1925 году окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения. Трудился в Гражданском Воздушном Флоте СССР. С февраля по декабрь 1928 года вновь служил в Красной Армии, был авиационным техником Научно-исследовательского института ВВС РККА.

С 1929 года - руководитель воздушной части четырёх полярных экспедиций в Карское море, приобрёл большой опыт лётчика полярной авиации. С 1933 года - начальник авиации морских служб Главного управления Северного Морского пути при Совете народных Комиссаров СССР (Главсевморпуть СССР), затем стал начальником Полярной авиации Главсевморпути СССР).

При подготовке первой советской воздушной экспедии на Северный полюс М.И. Шевелёв как один из опытнейших полярных лётчиков был включен в неё и назначен заместителем начальника экспедиции. В мае 1937 года он умело руководил высадкой в районе Северного полюса экспедиции во главе с И.Д.Папаниным и доставкой оборудования для научной станции "Северный полюс-1".

За успешное выполнение этого задания, и проявленные мужество и героизм, Шевелёву Марку Ивановичу 27 июня 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 36.

В январе 1939 года назначен заместителем начальника Главсевморпути СССР. В марте 1941 года вместе со всем лётным составом Главсевморпути был зачислен в кадры Красной Армии с откомандированием в народное хозяйство и с оставлением в прежних должностях.

В начале Великой Отечественной войны на базе личного состава и материальной части Полярной авиации Главсевморпути СССР была сформирована 81-я авиационная дивизия дальнего действия, М.И.Шевелёв был назначен заместителем её командира. Дивизия немедленно включилась в боевые действия по обороне Заполярья. С ноября 1941 года - заместитель начальника штаба 3-й авиационной дивизии дальнего действия. С февраля 1942 года - начальник штаба Авиации дальнего действия (АДД), вместе с командующим АДД будущим Главным маршалом авиации А.Е.Головановым приложил огромные усилия для повышения мощи АДД, планировал непрерывные боевые действия для поддержки фронтов Красной Армии, а также для разрушения военных объектов в глубоком тылу врага и нарушения его коммуникаций. Генерал-майор авиации (5.05.1942).

В апреле 1944 года был освобождён от занимаемой должности (по одной из версий, этому предшествовали разногласия с А.Е.Головановым по вопросам боевого использования АДД, по другим источникам - высказанное в резкой форме недовольство И.В.Сталина об эффективности ударов АДД). Состоял в резерве штаба АДД. С августа 1944 года - начальник воздушной трассы Красноярск - Аляска по перегону авиационной техники из США в СССР, одновременно с августа 1944 года - член коллегии Гражданского Воздушного Флота СССР (ГВФ СССР).

После Победы трудился в Гражданской авиации с оставлением в кадрах Советской Армии. С ноября 1946 года - заместитель начальника Главного Управления ГВФ СССР. В январе 1953 года отстранён от должности из-за отказа выступить в осуждение арестованных по "делу врачей-отравителей". С апреля 1953 года - помощник командующего 23-й воздушной армией по аэродромной службе (Дальний Восток). С января 1954 года - заместитель начальника штаба 23-й воздушной армии.

В 1955 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. Вернулся в Полярную авиацию с оставлением в кадрах Советской Армии. С ноября 1955 года - начальник Полярной авиации - заместитель начальника Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР. С 1960 года - начальник Полярной авиации ГВФ СССР, организовал и участвовал в 24-х арктических и в одной антарктической высокоширотных полярных экспедициях. Руководитель 15-й советской арктической экспедиции.

С 1971 года генерал-лейтенант авиации М.И.Шевелёв - в отставке. Однако продолжал активно трудиться, на протяжении ещё 17-ти лет был главным инспектором Управления Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР. С 1988 года - на пенсии.

Депутат Верховного Совета СССР 1-2 созывов (1937-1950).

Жил в Москве. Умер 6 октября 1991 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Генерал-лейтенант авиации (25.03.1943). Награждён двумя орденами Ленина (1934, 1937), орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (1985), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1964, 1971, 1977), тремя орденами Красной Звезды (1940, 1954), орденом Дружбы Народов (1984), медалями.

Его именем было названо судно Министерства речного флота.

 

 

Награды

 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Память

 Мемориальная доска в Красноярске

Мемориал на Аляске

Мемориал в городском парке города Киренска на улице Ленина, посвященный героям Алсиба.

Экспозиция «Секретная трасса АлСиб» музея лицея № 11, г. Красноярск.

Проект школьного музея лицея № 11 г. Красноярска «Поднять самолеты, вернуть имена…»

Мемориальная доска в Красноярске на доме по ул. Вавилова, 35, посвященная Алсибу.

Памятник на братской могиле 30 лётчиков, погибших 17 ноября 1942 года в Красноярске. Троицкое кладбище (Красноярск).

Исследовательский центр Аляска—Сибирь, г. Джуно, США (Alaska-Siberia Research Center).

Музейная выставка, посвященная героям Алсиба в здании аэропорта города Анатырь.

Художественные произведения о трассе

Художественный фильм «Перегон», реж. Александр Рогожкин, 2006 год