Малоизвестные факты войны

      Многие годы после войны замалчивалось существование и деятельность перегоночной трассы Аляска – Сибирь. Лишь в начале 1990-х появились первые публикации, поисковые экспедиции, стали открываться памятники и мемориалы памяти погибших летчиков.

11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу (в годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны мира).

Вот что писал Сталин Рузвельту осенью 1942 года: «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, «Аэрокобра»)… Что касается положения на фронте, то Вы, конечно, знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей. У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска». Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».

В Красноярске есть немало мест, связанных с Великой Отечественной войной. И это не только предприятия, эвакуированные к нам в годы войны и оставшиеся здесь, и памятники Героям, но есть и места, связанные с перегоночной трассой «Аляска – Сибирь». Ведь Красноярск был конечным пунктом этой трассы, о которой многие узнали лишь после выхода в 2006 г. фильма А. Рогожкина "Перегон".трасса АлСибСредний бомбардировщик А20 "Бостон"

трасса АлСиб

Истребитель Р63 "Кигкобра".

Союзническая помощь по ленд-лизу в нашу страну осуществлялись несколькими путями. Один из них пролегал от восточного побережья Америки до Мурманска и Архангельска, перевозки по нему сопровождались значительными потерями и проводились неритмично. Маршрут через Тихий океан к дальневосточным портам нашей страны оказался несподручным из-за большой протяженности. Главной транспортной артерией был избран путь через Индийский океан до иракского порта Басра в Персидском заливе и далее через Иран к советской границе. Этот очень длинный и неудобный из-за нескольких перевалок путь все же сыграл важную роль в доставке СССР нужных грузов.

Особенно страдали при перевозках по вышеназванным маршрутам самолеты – груз хрупкий и громоздкий. Поэтому еще в октябре 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации их доставки из США в нашу страну по воздуху. После всестороннего анализа нескольких вариантов был выбран воздушный путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.

Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов. Облюбованные изыскателями участки тундры, лесотундры и тайги за короткий срок становились посадочными площадками, а затем – аэродромами. Шла реконструкция аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, строились новые в Уэлькале и Марково на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, создавались запасные и промежуточные в Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зыренке. Трасса оснащалась, насколько позволяли возможности того времени, связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полетные карты прилегающей местности.

Сроки строительства были очень напряженными. Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась и в сорока-пятидесятиградусные морозы, в весеннюю распутицу. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и заключенные ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей. Многие взлетные полосы в условиях вечной мерзлоты застилали сборной металлической сеткой, поставляемой также из США. В Якутске и Киренске были гудронные покрытия, на их прокладку затрачивалось около 5-6 световых дней, но служили они по 20 лет. Строились гудронированные взлетно-посадочные полосы так. Сначала грунт вспахивали трехлемешным тракторным плугом. Затем на вспаханное поле завозили песок, гравий и глину. Вновь перепахивали. Лаборатория брала анализ для определения вязкости и сцепления массы. Вся процедура длилась до тех пор, пока не достигался требуемый коэффициент вязкости. Затем грейдер производил нивелировку полосы и следом закатчик закатывал ее. Около суток полоса сохла.

трасса АлСибУкладка металлической полосы на аэродроме Танюрер. 1944 г.

Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 5000 км, 17 аэродромов. Для перегонки американских самолетов: истребителей, средних бомбардировщиков и транспортных С-47 – была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза полковника Ильи Павловича Мазурука.           трасса АлСиб

траса АлСиб Авиатрасса с пятью перегоночными пунктами.

Бомбардировщики и транспортные самолеты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Дальность полета у истребителей была большой, поэтому маршрут, протяженность которого от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, пришлось разделить на пять этапов. За каждым из них закреплялся перегоночный авиаполк (ПАП), и он работал только на своем участке. Передав самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, преобразованной позже в 8-й транспортный полк.

трасса АлСибНа аэродроме Уэлькаль в ожидании вылета.

Американские летчики доставляли самолеты от авиационных заводов, расположенных на севере США, через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая технику. Здесь эстафету подхватывали наши летчики из 1-го ПАП. Они перегоняли самолеты через Берингов пролив до Уэлькаля – аэродрома на берегу Анадырского залива. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП – до Якутска, 4-й – до Киренска, на последнем участке Киренск – Красноярск работал 5-й ПАП. От Красноярска на фронт бомбардировщики доставлялись летом, а истребители – на железнодорожных платформах.

трасса АлСиб

Административный центр трассы был в Якутске, где размещался штаб 1-й перегоночной авиадивизии и управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль. Каждый полк имел в своем аэропорту базирования местные достоинства, которыми с удовольствием пользовались соседи с восточной стороны. Лишенные многих бытовых удобств, уэлькальцы наслаждались в Сеймчане парной баней. Сеймчанцы умудрялись по два раза на дню ходить в Якутске в кино и театр. «Якуты» набрасывались в Киренске на свежую картошку и овощи. А киренчане вкушали все прелести цивилизации в большом городе Красноярске.

трасса АлСибВ библиотеке перегоночной трассы

В Красноярске аэропорт имел две бетонные ВПП 1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные помещения, техсклад, гараж, водомаслогрейку. Самолеты обслуживал специальный батальон аэродромного обслуживания. Также в аэропорту базировалась Харьковская военная авиационная школа, эвакуированная в наш город в начале войны. В авиамастерских этой школы в Покровке ремонтировали пригнанные самолеты, готовили их к отправке на фронт, красили. С истребителей снимали крылья и грузили на ж.-д. платформы, бомбардировщики летели своим ходом.

трасса АлСибЗдание военных авиамастерских в Покровке

Кроме того, самолеты ремонтировали и «доводили до ума» и в мастерских на острове Молокова и на территории судоремонтного завода и цирка, где располагался авиаремонтный завод. За цирком была взлетно-посадочная полоса аэродрома.

трасса АлСиб     Карта Красноярска тех лет

В Красноярске летчики и технический персонал 5-го перегоночного авиаполка жили в доме № 35 по улице Вавилова, здесь же располагался штаб авиатрассы. Этот дом был построен в 1934 г. (кстати, это первое каменное здание в Кировском районе и на всем правобережье) для летчиков и технического персонала красноярского гидропорта, располагавшегося на острове Молокова. Дом возведен по инициативе И. П. Мазурука, а строили здание заключенные ГУЛАГа. Дом имеет два народных названия – «Авиадом» и «Дом Мазурука». Мазурук стал известен еще до войны как полярный летчик, участник высадки Папанина на Северном полюсе. В годы существования АЛСИБа бытовала поговорка: «Не будь дураком – летай с Мазуруком». Название «Авиадом» употребляется по сей день, так долгое время называлась остановка транспорта по Красрабу. Благодаря усилиям и поисковой работе учащихся лицея № 11 (бывшая школа № 40, старейшая на правом берегу – 1935 г., располагающаяся по Вавилова, 37) на «Авиадоме» 5 мая 2005 г. была открыта мемориальная доска.

трасса алсиб

 Вид на Авиадом (Вавилова, 35) от лицея № 11 (бывшая школа № 40)

6 октября 1942 г. летчики 1-го ПАП подняли в воздух с аэродрома близ Фэрбенкса первую группу самолетов – 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон». Воздушный мост Аляска – Сибирь (АЛСИБ) начал действовать.

За время работы трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Немало летчиков пропало без вести, некоторые самолеты с останками найдены через десятки лет после войны. А иные до сих пор не найдены.

Одна из самых страшных трагедий произошла в самом начале перегонки, 17 ноября 1942 г. в Красноярске. Накануне в Красноярск прилетела группа самолетов из Киренска. На другой день летчики должны были вылететь назад в Киренск на самолете Ли-2, на другом самолете – «Дугласе» Си-47 летчики должны были вернуться в Якутск. Вспоминает бывший командир 4-го ПАПа В. П. Перов: «Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет Ли-2. Ли-2 пошел на взлет прямо до стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на Восток. Подлетая к нашей стоянке, т.е. к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он резко перешел в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю.» Погибло 20 человек. Их похоронили на Троицком кладбище в братской могиле, позже установили памятник. Памятник можно увидеть слева от Свято-Троицкого собора.

трасса алсиб

В Красноярске произошло еще несколько трагедий. 22 февраля 1943 г. при катастрофе истребителя Р-39 погиб пилот А.М. Иванов. 25 мая вблизи города разбился самолет Си-47 8-го транспортного полка. 19 декабря 1944 г. при вылете из Красноярского аэропорта в Омск потерпел катастрофу бомбардировщик Б-25, погибли пилот Е.П. Рахно и штурман Г.Р. Трубин.

Особенно много катастроф приходилось на начальный период работы перегоночной трассы. Почему же гибли самолеты?

Непривычная и неизученная местность, сложная для ориентирования Боевой вылет истребителей на фронте длился полчаса-час, а здесь 4-5 часов. Отстал от группы, потерял лидера – самому выйти на аэродром сложно. И карты поначалу были неточные.
Сложные метеоусловия. Зимой сильные морозы до 50 градусов. Летом циклоны – сплошная облачность. Осенью и зимой частыми были туманы.
Плохое метеообеспечение. Неточные, несвоевременные прогнозы погоды.
Конструктивные недостатки и производственные дефекты. По этой причине потеряно 8 машин. Самолеты боялись сильных морозов.
Неполная подготовка к вылету матчасти – потеряно 7 самолетов. У техсостава не было поначалу должных навыков, не было ангаров, теплых мастерских. Все работы велись на открытом воздухе, и в сильные морозы.
Плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях. По этой причине потеряно 18 самолетов. Не было опыта вождения машин на большие расстояния, в слепом полете, с использованием радионавигационных средств.
Недисциплинированность летного состава – 8 самолетов. Это несвоевременное и неточное исполнение приказаний, излишняя самоуверенность, неразумный риск.
Плохая организация полетов. Потеряно 9 самолетов.
Не всегда надежная радиосвязь.

За время войны по трассе было доставлено около 8000 самолетов. Всего же от союзников наша страна получила 18295 самолетов. Поставки по ленд-лизу составляли примерно 20% от выпуска отечественной авиапромышленности. Кстати, многие пожилые красноярцы помнят американскую тушенку, которая спасла от голодной смерти не одну тысячу наших горожан, кожаные пальто, ботинки и многое другое. По АЛСИБу перегоняли не только самолеты, но и перевозили грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту (307 тонн, в т.ч. 187 тонн дипломатической почты), а также (!) инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и многое другое. Трасса Аляска – Сибирь всю войну перевозила дипломатов и военных специалистов. Тут летали, например, послы СССР в США Литвинов и Громыко, американские генералы, а в 1944 г. даже вице-президент США Генри Уоллес.


Героизм тружеников трассы АЛСИБ получил высокую оценку: 1-я перегоночная авиадивизия 5 ноября 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями.

В начале 1946 г. перегоночная трасса прекратила свою деятельность.

 

Авиационные катастрофы в Красноярском крае при перегоне и переучивании на новую авиатехнику в 1941-1945 г.

Дата: 12 февраля 1942 г.

Место: аэродром Красноярск

Самолет: Пе-2

Экипаж: Командир отряда Омской ВАШП старший лейтенант Дюбак Сергей Терентьевич, Штурман АЭ старший лейтенант Абаза, ВСР младший сержант Горнашкин, Инженер АЭ воентехник 1 ранга Кузьмин.

Обстоятельства: Перегон из Иркутска в Омск. При заходе на посадку на аэродром Красноярск самолет потерял скорость, сорвался в штопор и с высоты 80-100 м ударился о землю и сгорел. Экипаж погиб.

Дата: 3 апреля 1942 г.

Место: на границе Канского аэродрома

Самолет: Пе-2

Экипаж: Командир звена 136 ББАП лейтенант Капустенко Михаил Степанович, Штурман АЭ лейтенант Пронин Василий Дмитриевич, ВСР старший сержант Шекуров Николай Григорьевич, Авиамеханик 23 ЗАП старший сержант Шведов Андрей Николаевич.

Обстоятельства: Перегон из Иркутска на фронт. Из-за ошибки летчика самолет перевернулся на левое крыло на высоте 400 м.Летчик вывел самолет из крена с большим опозданием , самолет ударился о землю и загорелся. Экипаж погиб.

Дата: 25 апреля 1942 г.

Место: Устье реки Рыбная при впадении ее в реку Кан.

Самолет: Пе-2.

Экипаж: Летчик 38 ББАП сержант Калигин Григорий Иванович, Стрелок-бомбардир сержант Бондаренко Филипп Алексеевич, Авиамеханик воентехник 2 ранга Строков Алексей Сергеевич, Стрелок-радист младший сержант Непомнящий Иван Иванович (остался жив).

Обстоятельства: Перегон из Иркутска на фронт. На маршруте Канск - Красноярск сдал левый мотор. При снижении на одном моторе при потере высоты самолет ударился о левый берег реки Кан и сгорел. Экипаж за исключением стрелка погиб.

Дата: 29 июля 1942 г.

Место: 12 км северо-восточнее г.Черногорска упал в р.Енисей

Самолет: УТИ-4

Экипаж: Курсант БВАШП Щекин Иван Егорович

Обстоятельства: Учебный полет. На высоте 3000 м с правого разворота ^сорвался в штопор и без попытки к выводу упал в реку Енисей.

Дата: 16 сентября 1942 г

Место: аэродром г.Красноярск

Самолет: Ил-4

Экипаж: Пилот 12 ОАГ ГВФ Мазур Григорий Макарович, Бортмеханик Дрозд Иван Митрофанович

Обстоятельства: При заходе на посадку не выпустились тормозные щитки, пилот дал газ и ушел на второй круг, потерял скорость, сделал «бочку»,упал и сгорел. Экипаж погиб.

Дата: 2 ноября 1942 г.

Место: в 7 км южнее села Арбузное Абаканского района Хакасской области .

Самолет: У-2

Экипаж полка ночных бомбардировщиков капитана Кузьминова: Летчик старший сержант Малий Николай Михайлович, Стрелок-бомбардир сержант Владимиренко Николай Григорьевич

Обстоятельства: При выполнении полета ночью по маршруту Черногорск – Абакан - Оросительное-Полигон-Черногорск при сплошной облачности потерял ориентировку, отклонился от маршрута на 30 км и врезался в землю. Самолет разбит, экипаж погиб.

Дата: 17 ноября 1942 г.

Место: аэродром Красноярск. Похоронены в Красноярске.

Самолет: Ли-2:

Экипаж Красноярской воздушной трассы: Командир корабля капитан Барков Дмитрий Александрович, второй пилот лейтенант Есин Петр Петрович, борттехник младший воентехник Дубовицкий Николай Александрович, стрелок-радист Прохватинов Георгий Петрович. Пассажиры военнослужащие 5 ПАП КВТ: Командир АЭ капитан Агапов Петр Ерофеевич, Ставиамоторист старшина Алексеев Василий Карпович, Летчик лейтенант Астахов Никита Васильевич, Командир звена капитан Бобриков Иван Васильевич, Летчик младший лейтенант Борисов Михаил Васильевич, Командир АЭ майор Иванов Александр Петрович, Авиатехник старший техник-лейтенант Ивакин Ермолай Федорович, Старший техник АЭ старший техник-лейтенант Константинов Михаил Петрович, Старший техник звена старший техник-лейтенант Криницкий Михаил Михайлович, Ставиамоторист старший сержант Кричевский Яков Миронович, Старший техник воентехник 1 ранга Кучейко Виктор Борисович, Летчик младший лейтенант Люшняк Феодосий Никитович, Зам.командира АЭ майор Мартынов Алексей Арсентьевич, Летчик старший сержант Соколенко Виктор Андреевич, Старший инженер полка военинженер 3 ранга Сибекин Иосиф Никифорович, Борттехник старший техник-лейтенант Туваев Анатолий Дмитриевич

Обстоятельства: Перевозка летчиков-перегонщиков в Киренск. После взлета- сильное обледенение плоскостей, самолет сорвался в штопор, врезался в землю и сгорел вместе с экипажем и пассажирами.

Дата: 16 января 1943 г.

Место: Аэродром № 2 в 4 км юго-западнее Черногорска.

Самолет: УТИ-4

Экипаж: Командир звена БВАШП младший лейтенант Соколов Иосиф Андреевич Курсант сержант Надольский Степан Николаевич

Обстоятельства: В учебном полете при стрельбе по наземным целям курсант потерял ориентировку, командир звена поздно вмешался в управление, в результате самолет с отрицательным углом пикирования врезался в землю. Самолет разбит, экипаж погиб.

Дата: 27 января 1943 г.

Место: в 30 км западнее Красноярска и северо-восточнее жд станции Снежница в 4 км от жд.

Самолет: СБ

Экипаж: Командир звена Омской ВАШП лейтенант Жарков Петр Игнатьевич, Штурман отряда младший лейтенант Корсун Иван Михайлович.

Обстоятельства: Внутриокружной перелет. Отказ обоих моторов.При вынужденной посадке врезался в лес. При ударе Жарков убит, Корсун при планировании выбросился с парашютом но вследствие малой высоты парашют полностью не раскрылся и Корсун погиб при приземлении.

Дата: 15 февраля 1943 г.

Место: в 1 км западнее с.Миндерла

Самолет: Р-5

Экипаж: Летчик-инструктор ХВАШСБ старший сержант Косоговский Василий Михайлович, Курсант Небольсин Дмитрий Никитович

Обстоятельства: Совершая ночной полет по маршруту из-за перебоев мотора пошел на вынужденную посадку. С правого разворота ударился о землю правой плоскостью и мотором. Самолет разбит, экипаж погиб.

Дата: 3 марта 1943 г.

Место: 10 км юго-западнее ст.Снежница

Самолет: А-20В «Бостон».

Экипаж: Пилот 507 ББАП сержант Сметухин Василий Викторович, Штурман сержант Печерин Капитон Афанасьевич Чкаловская ВАШ 41, Стрелок-радист старший сержант Часных

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 45 ЗАП. С высоты 1500 м в районе ст. Минино самолет свалился в штопор, на выходе из него из-за нехватки высоты ударился в землю.Самолет разбит, экипаж погиб и похоронен на месте катастрофы.

Дата: 28 марта 1943 г

Место: У д.Старцево в 15 км севернее аэродрома Красноярск.

Самолет: А-20В «Бостон».

Экипаж: Пилот 260 ББАП младший лейтенант Разумный Николай Николаевич, Штурман старший сержант Осокин Борис Иосифович, Стрелок-радист старшина Евтенко, Стрелок-радист младший сержант Васильев.

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 45 ЗАП. При выходе из правого виража самолет потерял скорость и сорвался в штопор, при выводе из штопора из-за нехватки высоты л врезался в землю. Самолет сгорел, экипаж погиб.

Дата: 11 апреля 1943 г.

Место: Аэродром г.Красноярск.

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Заместитель командира эскадрильи 260 ББАП старший лейтенант Федотов Павел Сергеевич

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 45 ЗАП . При заходе на посадку на высоте 20-30 м перевернулся через левое крыло на спину и ударился об землю. Самолет разбит, летчик погиб.

Дата: 29 апреля 1943 г.

Место: В районе железнодорожного моста г.Красноярск.

Самолет: А-20В «Бостон»

Экипаж: Командир корабля 260 ББАП старший сержант Суханов Юрий Викторович, Штурман сержант Чижик Василий Маркович, Стрелок-радист старший сержант Родин Сергей Николаевич, Механик старший сержант Акименко Григорий Артемьевич

Обстоятельства: Перегон из Красноярска на фронт. После взлета последним на расстоянии 700-800 м от берега самолет с пикирования врезался в воду и утонул. Экипаж погиб. Самолет не извлечен из реки, разбит на мелкие куски от удара об воду.

Дата: 6 мая 1943 г

Место: В тайге 30 км от д. Белорусская Советского района Красноярского края.

Самолет: Ил-4.

Экипаж: Летчик 104 ВАП лейтенант Бондарев Александр Константинович, Борттехник воентехник 2 ранга Шелакин Николай Иванович

Обстоятельства: Перегон из Иркутска в Москву. Самолет вошел в облачность, летчик развернул самолет вне видимости земли и сорвался в штопор, врезался в землю. Экипаж погиб.

Дата: 27 мая 1943 г.

Место: Юго-западнее ст. Кача на удалении 6 км по жд от станции на запад и в 1,5 км южнее жд в лесу.

Самолет: Неизвестен.

Экипаж: Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович, Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич, Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич, Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигматзянович

Обстоятельства: При лидировании с Красноярского аэродрома группы из 11 самолетов Р-39 свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес. Самолет разбит, экипаж погиб.

Дата: 30 мая 1943 г.

Место: д.Петропавловка Ирбейского района Красноярского края

Самолет: Ил-4 (два самолета).

Экипажи: Командир эскадрильи 104 ВАП старший лейтенант Коновалов Павел Михайлович, Командир корабля лейтенант Соболев Константин Диевич, Борттехник Чиграй Григорий Андреевич, Борттехник Ерохин Михаил Георгиевич, Штурман 104 ВАП старший лейтенант Бакулин Валентин Петрович, Стрелок-радист Кизенков Валентин Михайлович, Стрелок-радист Рева Григорий Петрович

Обстоятельства: Перегон из Иркутска в Москву. Около д.Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолет Соболева при попадании молнии мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием упал на землю и взорвался. Самолет Коновалова вошел в отвесное пикирование, отвернув от деревни , врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел. Экипажи погибли.

Дата: 3 июня 1943 г

Место: В 10 км юго-западнее станции Бугач.

Самолет: А-20G «Бостон».

Экипаж: Летчик-инструктор 45 ЗАП , лейтенант Гизатуллин Касим Синга-пурович .

Обстоятельства: Тренировочный полет. При вынужденной посадке из-за отказа одного мотора самолет приземлился на пахотную площадку, попал в овраг и врезавшись в берег оврага загорелся. Летчик погиб.

Дата: 10 июня 1943 г.

Место: Юго-восточнее ст. Злобино 2 км.

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Старший летчик 21 ГИАП лейтенант Иванов Леонид Ефимович

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 45 ЗАП. При возвращении из зоны на аэродром летчик сорвался в штопор, из-за отсутствия высоты не успел выйти из пике и с углом врезался в землю. Самолет сгорел, летчик погиб.

Дата: 12 июня 1943 г

Место: Скат Красной горки у совхоза Солонцы в 8 км западнее Красноярска.

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Летчик 21 ГИАП сержант Костин Николай Александрович.

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 45 ЗАП. Из-за отказа мотора сорвался в штопор. После вывода из штопора потерял скорость и упал на скате горы. Самолет разбит. Летчик погиб.

Дата: 18 июня 1943 г.

Место: г.Черногорск, БВАШП.

Самолет: неизвестно.

Экипаж: курсант БВАШП Солодовников Григорий Васильевич

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 18 июня 1943 г.

Место: Северная окраина аэродрома Красноярск.

Самолет: А-20 G «Бостон».

Экипаж: Летчик переменного состава 45 ЗАП сержант Аникеев Василий Егорович, стрелок- радист сержант Сорокин Григорий Прокопьевич.

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 45 ЗАП. При взлете самолет выкатился за ВПП и ударившись в забор и телеграфный столб разбился и загорелся. Летчик жив, получил ожоги, стрелок-радист – погиб.

Дата: 30 июня 1943 г.

Место: севернее 9 км г. Черногорск.

Самолет: И-16.

Экипаж: Слушатель БВАШП сержант Грушин Алексей Федорович

Обстоятельства: В первом самостоятельном полете на И-16 при выполнении пилотажа сорвался в штопор. Не смог выброситься на парашюте. Самолет ударился о землю на выходе из правого штопора. Пилот погиб.

Дата: 27 июля 1943г.

Место: около жд ст. Кача, западнее Красноярска, разъезд Блокпост «Водораздел» юго-восточнее 5-6 км отметки 698 км.

Самолет: А-20G «Бостон».

Экипаж: Летчик 9 ПАП младший лейтенант Порохин Михаил Иванович, Стрелок-радист старший сержант Брюньковский.

Обстоятельства: Перегон Красноярск-Омск. В сплошной облачности самолет свалился в штопор с небольшой высоты по вине метеоусловий и летчика. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели.

Дата: 27 июля 1943г.

Место: в 4 км северо-западнее ст.Зеледеево , в 400 метрах севернее километрового знака 685

Самолет: А-20 G «Бостон».

Экипаж: Командир звена 9 ПАП лейтенант Ермолов Михаил Павлович

Обстоятельства: Перегон Красноярск- Омск. В сплошной облачности на низкой высоте зацепил за деревья, отрубил консоль правого крыла с элероном. Пошел на снижение с правым креном,ударился о землю и разрушился. Летчик погиб, стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович при ударе выброшен из кабины и получил ушибы.

Дата: 27 июля 1943г. пропал без вести.

Место: в районе ст.Зеледеево

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Летчик 9 ПАП лейтенант Кольцов Аркадий Дмитриевич

Обстоятельства: Перегон Красноярск-Омск. В сплошной облачности пропал без вести.

Дата: 13 августа 1943 г.

Место: в 3 км западнее с.Иркутское Сухобузимского р-на Красноярского края.

Самолет: СБ.

Экипаж: Инструктор-летчик ХВАШСБ младший лейтенант Кафтанов Василий Данилович, Курсант Ефимов Федор Михайлович

Обстоятельства: В полете на полигон инструктор Кафтанов самовольно изменил маршрут, при подходе к селу намеренно потерял высоту(покачать крыльями подруге, живущей в этом селе) и на одном из разворотов на низкой высоте врезался под углом в землю. Кафтанов жив, Ефимов погиб. Кафтанов передан суду военного трибунала, осужден на 5 лет ИТЛ.

Дата: 14 августа 1943 г.

Место: г.Черногорск, БВАШП.

Самолет: неизвестно.

Экипаж: курсант БВАШП Горбачев Виктор Александрович

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 5 октября 1943 г.

Место: в 4 км северо-западнее разъезда Ташеба, в 10 км южнее ^г.Черногорск в районе Уйбатского канала .

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Слушатель группы переучивания при Бирмской ВАШП, Старшина Черных Николай Никифоро-вич

Обстоятельства: Выполняя учебный полет, пилот ввел самолет в плоский штопор, самолет выйдя из спирали в положении парашютирования ударился о землю. Самолет разбит, летчик погиб.

Дата: 24 октября 1943 пропал без вести

Место: неизвестно (на перелете Киренск-Красноярск ).

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Заместитель командира эскадрильи 5 ПАП КВТ капитан Чуйко Григорий Петрович

Обстоятельства: Перегон Киренск-Красноярск. В сложных метеоусловиях пропал без вести.

Дата: 25 октября 1943 г.

Место: в районе аэродрома Красноярск

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Командир звена 72 ГИАП старший лейтенант Чесноков Леонид Иванович.

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 9 ПАП. На взлете набор высоты происходил медленно и с уклонением вправо, на высоте 250-300 м самолет накренился и перевернулся на спину. снижении в перевернутом положении задел провода и ударился о землю. Самолет упал и сгорел, пилот погиб.

Дата: 1 ноября 1943 г.

Место: в районе аэродрома Красноярск

Самолет: два самолета Р-39 «Аэрокобра».

Экипажи: старший летчик 17 ИАП ВВС ВМФ младший лейтенант Федоров Дмитрий Алексеевич, младший летчик 2 ГИАП ВВС ВМФ младший лейтенант Багров Анатолий Васильевич

Обстоятельства: При заходе на посадку - ошибки в технике пилотирования ( потеря скорости и сваливание самолета на крыло с последующим ударом о землю) . Самолеты сгорели, летчики погибли.

Дата: 12 ноября 1943 г.

Место: в 2 км восточнее аэродрома , врезался в откос левого берега реки Енисей

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Заместитель командира эскадрильи 102 ГИАП Иванченко Григорий Яковлевич

Обстоятельства: Учебный полет при переучивании в 9 ПАП. Неожиданно на планировании заметил впереди Р-5 идущий на посадку. Желая отвернуть от самолета резко делает отворот вправо теряет скорость переворачивается через правое крыло и падает на землю. Самолет разбит, летчик погиб.

Дата: 28 ноября 1943 г. (по другим данным 2 декабря 1943)

Место: Район железнодорожного моста г. Красноярск. Северо-восточнее ж.д.станции Енисей в районе 3 лесозавода ул.Саянская 1.

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Старший летчик 19 ГИАП гвардии лейтенант Сергеев Николай Николаевич

Обстоятельства: Перегон из Красноярска на фронт. После взлета на перегон из-за отказа мотора сорвался в штопор и врезался в берег Енисея в районе ЖД моста г.Красноярск. Летчик погиб, похоронен на кладбище в г.Красноярске.

Дата: 13 декабря 1943 г.

Место: г.Черногорск, аэродром БВАШП.

Самолет: УТ-2.

Экипаж: летчик-инструктор БВАШП младший лейтенант Попов Николай Васильевич, курсант Романов Василий Булганович

Обстоятельства: При выполнении маршрутного полета самолет сорвался в штопор, врезался в землю и сгорел. Экипаж погиб.

Дата: 16 декабря 1943 г.

Место: г.Черногорск, аэродром БВАШП.

Самолет: неизвестно.

Экипаж: курсант БВАШП Кучеренко Петр Федорович

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 8 января 1944 г.

Место: южнее аэродрома Красноярск в 1,5 км

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: летчик 255 ИАП ВВС ВМФ младший лейтенант Забабурин Иван Иванович

Обстоятельства: При оперативном вылете 255 ИАП ВВС ВМФ на маршрут Красноярск- Новосибирск сорвался в штопор, врезался в землю и сгорел. Летчик погиб.

Дата: 29 марта 1944 г.

Место: около д.Глубокий ручей Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен на месте падения.

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Командир звена 5 ПАП 1 ПАД старший лейтенант Самарцев Георгий Иосифович.

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 29 марта 1944 г.

Место: в 26 км от д.Усть-Кан Сухобузимского района Красноярского края. Найден поисковиками летом 1982 г. Похоронен в г.Железногорске.

Самолет: Р-39 «Аэрокобра».

Экипаж: Летчик 5 ПАП 1 ПАД ст.л-т Мошкей Василий Семенович

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 6 июля 1944 г.

Место: г.Черногорск БВАШП.

Самолет: неизвестно.

Экипаж: курсант БВАШП Коченев Леонид Семенович

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 14 августа 1944 г.

Место: г.Черногорск БВАШП.

Самолет: два самолета УТИ-4.

Экипажи: летчик-инструктор БВАШП лейтенант Горылев Виктор Тимофеевич, командир отряда старший лейтенант Валуев Георгий Михайлович, курсант Крюков Николай Николаевич, курсант Саушкин Семен Федорович

Обстоятельства: При выполнении тренировочных полетов, столкновение самолетов в воздухе. Экипажи погибли.

Дата: 16 августа 1944

Место: г.Черногорск БВАШП.

Самолет: неизвестно.

Экипаж: курсант БВАШП Копосов Аркадий Яковлевич

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 14 сентября 1944 г.

Место: г.Черногорск БВАШП.

Самолет: неизвестно.

Экипаж: курсант БВАШП Метлашевский Алексей Егорович

Обстоятельства: неизвестны

Дата: 6 октября 1944г.

Место: г.Черногорск БВАШП.

Самолет: УТ-2.

Экипаж: летчик-инструктор лейтенант Шавырин Владимир Николаевич, курсант Файзулин Закирьян Файзулович

Обстоятельства: неизвестны.

Дата: 9 марта 1945 г.

Место: в 10 км юго-западнее аэродрома № 4 район 9 зоны (лагерь Ташеба) г.Черногорск.

Самолет: Як-7б.

Экипаж: летчик-инструктор БВАШП лейтенант Юсин Николай Сергеевич, Курсант Рудик Виктор Иванович

Обстоятельства: При выполнении тренировочных полетов при незаконченном выводе из пикирования самолет ударился о землю на большой скорости.Причина неправильное использование триммеров. Экипаж погиб.

Дата: 20 марта 1945 г.

Место: В 2,5 км юго-восточнее аэродрома № 2 г.Черногорск.

Самолет: Як-9М.

Экипаж: курсант БВАШП старшина Киселев Дмитрий Людвигович

Обстоятельства: В учебном полете после возникновения пожара в воздухе потерял управление самолетом и ударился о землю правым крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел, летчик погиб.

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Ребята и учителя лицея № 11 ведут большую поисковую работу. Так, например, они съездили в д. Петропавловку Ирбейского района к месту падения двух бомбардировщиков в 1943 г., привезли оттуда обломки самолетов и другие вещи. Разыскали имена всех летчиков, погибших в 1942 г. в Красноярске. В лицее работает музей.  Большую работу по восстановлению истории трассы Алсиб проводит также музей школы № 149.

О мастерских, которые в годы войны находились в Покровке, написано в одном из номеров газеты "Красноярский рабочий":

от 30 апреля 2009 года
КАЗАРМЫ НА СЛУЖБЕ АВИАЦИИ
Известно, что так называемый военный городок, созданный на окраине Красноярска в 1909 году, достраивался при Колчаке. Предполагаю, что казармы казачьей сотни в Покровке, судя по характерной кирпичной кладке старых помещений, относятся к тому же времени.

Если пройти деревянную лесенку по улице Сурикова в Покровку и сделать зигзаг вправо, то и окажешься возле старой казачьей казармы (улица Желябова, 6).

трасса алсиб

Этот огромный замкнутый двор отлично послужил Родине в годы Великой Отечественной войны. Когда в наш город были эвакуированы большие заводы с запада страны, среди них оказались станочная база и рабочие харьковских авиамастерских. В этом дворе по Желябова мастерские и были временно обустроены. Они стали основной ремонтной базы авиации нашего края и региона. Среди цехов был даже небольшой оружейный цех. Имелся токарный цех, но сердцем мастерских был цех моторный. Он располагался в том кирпичном одноэтажном здании, которое можно видеть за тополями и сейчас.

Моторный цех имел ворота на север с рельсами для стенда обкатки двигателя. Двигатель разбирали, промывали, дефектировали. Простые детали, подлежащие замене, делали в мастерских, а сложные меняли на изделия заводские. При сборке притирали клапана, выполняли необходимые регулировки и подгонки.

Помню, что меня, мальчишку-ученика, поразил такой пустяк: в качестве герметизирующей прокладки между двумя половинками картера была использована не резина, не картон и не латунь, а всего-навсего промасленная шёлковая нитка!

Вновь собранный двигатель устанавливали на стенд обкатки и выкатывали из цеха. Он запускался у деревянного забора в северо-западном углу двора...

О том, что идёт стендовая обкатка двигателя, слышала вся Покровка: рёв был звериный, потоки воздуха трепали забор... Этот рёв скатывался с горы вниз и от Брянской проникал за Качу к центру города.

Другое незабываемое мальчишеское впечатление: там, на широкой площади двора, я видел однажды истребитель изумительной зализанности и красоты. Это была американская "Аэрокобра" - самолёт с расположением двигателя позади кабины лётчика.

Вероятно, когда самолёт следовал по ленд-лизу с Аляски на фронт, он вынужденно приземлился на одном из наших аэродромов, и его прикатили в мастерские.

Вот, пожалуй, и всё. Вскоре после Победы мастерские выехали на родину, в Харьков, и двор казачьей сотни на время опустел...

Теперь он, похоже, частная охраняемая территория с новым домом на месте проходной будки.

Анатолий НОСКОВ.

 НА СНИМКЕ: Здесь были авиамастерские.

Фото автора.